Анализ рынка грузоперевозок, прогнозы на 2016 год

Рынок грузоперевозок в РоссииСегодняшняя глобальная напряжённость в экономике напрямую влияет на все сферы бизнеса, в том числе, на грузоперевозки. В начале 2015 года страны-лидеры данной отрасли продемонстрировали незначительный рост: показатели Китая поднялись почти на 8%, США – чуть более 2%. Однако ситуация на российском рынке выглядит менее оптимистично. И хотя звучат заявления о том, что последствия кризиса преодолены, действительность показывает иное.

Грузоперевозки в России

В целом, в структуру входит пять видов транспорта:

  • • автомобильный;
  • • железнодорожный
  • • водный;
  • • воздушный;
  • • трубопроводный.

Целесообразно исключить из анализа два последних вида, т.к. авиацию используют крайне редко, и её доля не превышает 0,1% от общего объёма. Загрузка трубопроводов наоборот, перекрывает все другие виды. К тому же, это прерогатива государства.
Необходимость перевозки негабаритных грузов или тяжеловесных объектов – не редкость для нашей страны. В эту категорию входят сельскохозяйственные машины, техника специального назначения, авиационные компоненты, лесоматериалы, металлопрокат и многое другое. Поэтому неудивительно, что более 95% всех перевозок приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт.
При этом около 60% от общего объёма грузов перевозят по автодорогам. В последние годы этот показатель падает, однако колёсный транспорт прочно удерживает лидирующие позиции в сегменте грузоперевозок.
Данные за 2014-2015 годы показывают, что степень использования железнодорожных составов увеличилась как при доставке негабарита, так и при выполнении обычных грузовых перевозок. Это объясняется рядом факторов:

  • • выгодная тарификация при международных перевозках;
  • • низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км;
  • • частое использование мультимодальных схем транспортировки.

Доля водного транспорта в грузоперевозках меньше 5%. В большинстве случаев он задействован во внешнеэкономической деятельности, когда перевозки осуществляются по морю.

Рынок грузоперевозок в современных условиях

Грузоперевозки в россииЗа период с 2012 по 2015 годы наблюдалось увеличение объёмов внутренних грузоперевозок около 3% каждый год. В связи с этим, железные дороги оказались в центре внимания. Специфика грузоперевозок в нашей стране такова, что отправитель и получатель могут находиться на расстоянии тысяч километров друг от друга. Подобные ситуации характерны для горнодобывающего и перерабатывающего сектора, тяжёлого машиностроения и других отраслей промышленности.
Однако использование железнодорожного транспорта не всегда возможно. Основная движущая сила, за счёт которой идёт развитие рынка грузоперевозок, – автомобили. Причин для этого несколько:

  • • возможность точечной доставки по конкретному адресу;
  • • оперативное выполнение задачи;
  • • сохранность груза.

Помимо этого, у участников грузоперевозок не всегда есть возможность использовать железную дорогу. Автотранспорт используется и как звено мультимодальной цепи. Транспортные компании предоставляют услуги по сопровождению негабаритных грузов, оказывают помощь в оформлении необходимых документов, занимаются получением специальных разрешений. Серьёзные грузоперевозчики периодически закупают новые тралы, полуприцепы и тягачи, чтобы цена оказываемых услуг соответствовала качеству.

Оценка ситуации и прогноз на 2016 год

Последствия нынешнего политико-экономического кризиса продолжают оказывать влияние на грузоперевозки как внутри России, так и за её пределы. Первое, что отмечают аналитики: рынок перенасыщен товарами длительного пользования. Вторая негативная тенденция – уменьшение объёмов промышленного производства во всех важнейших секторах. Оба этих фактора указывают на то, что в 2016 году транспортные компании столкнутся с многочисленными трудностями.
Большой риск связан с невыполнением обязательств по оплате со стороны заказчиков перевозок. Грузоотправители могут оказаться в сложной финансовой ситуации из-за ограничения доступа к денежным средствам, падению спроса на их товары (услуги) и т.п. Вместе с этим замечено ужесточение банковской политики. Как результат, мелкие перевозчики могут уйти с рынка или полностью обанкротиться. На первый план выйдет профессионализм транспортных компаний и способность адаптироваться к внешним условиям.